Ваш регион:

Москва и Московская обл.

Экскаватор ЭО-3323: технические характеристики и обзор эксплуатационных качеств

Одноковшовый экскаватор-бульдозер ЭО-3323 в работе

Полноповоротный одноковшовый экскаватор-бульдозер ЭО-3323 – многоцелевая землеройная машина 3 размерной группы. При создании ЭО-3323 технические характеристики, необходимые для экскаватора II поколения, были обеспечены повышением давления в гидросистеме до 28 МПа при относительно небольшой мощности двигателя в 81/75 л.с. В результате получилась машина, полностью соответствующая мировым стандартам для данного вида спецтехники. ЭО-3323 предназначается для разработки грунтов I-IV категорий, в т.ч. мерзлых и скальных, при наружной температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. Производство ЭО-3323 начато в 1988 г. на Калининском экскаваторном заводе; ныне – Тверской экскаватор, ТВЭКС.

Конструкция ЭО-3323

Основа экскаватора ЭО-3323 – полноповоротная платформа, установленная на пневмоколесном шасси, и снабженная удлиняемой стрелой с рукоятью, к которой крепится рабочий орган. На платформе размещены кабина машиниста и силовой агрегат с гидросистемой. Платформа приводится во вращение гидроприводом через двухступенчатый планетарный редуктор.

Шасси представляет собой прочную сварную стальную раму колесной формулы 4Х4. Передний мост – управляемый. Механизм поворота – двухзвенный кардан с крестовинами. Привод передвижения – гидравлический. Также на шасси установлены две выдвижные задние опоры с гидроприводом и бульдозерный отвал, служащий одновременно и передней точкой опоры. Конструкция шасси допускает буксировку со скоростью до 50 км/ч.

Силовая установка – дизельный двигатель Д-243 или Д-75П1, через фрикционную муфту, что обеспечивает запуск двигателя без нагрузки, приводящий в действие гидронасосный агрегат. Расположение силовой установки – продольное, справа по ходу. Запуск – двухступенчатый с электрозапуском пускового двигателя. Машины с двигателем Д-75П1, выпускавшиеся для эксплуатации в регионах с мягким климатом, оснащались прямым электрозапуском.

Кабина оператора – повышенной жесткости, что обеспечивается парой передних вертикальных стоек. Кресло оператора – амортизированное, с ремнями безопасности, регулируемое по горизонтали и вертикали. Кабина снабжена полным комплектом приборов контроля, внутренними и внешними зеркалами заднего вида и рабочими, для просмотра мертвой зоны. Рулевой механизм – гидравлический с рулевым колесом. Управление основными и вспомогательными механизмами осуществляется раздельно с двух сервопультов. Также кабина оснащена противосолнечным козырьком, отопителем, аптечкой, термосом, огнетушителем, стеклоочистителем.

Стрела – L-типа (с изломом) сварная коробчатая моноблочная из низколегированной стали повышенной прочности и вязкости. Пята стрелы – серьга из двух проушин, крепящаяся к платформе пальцем. Подъем и опускание стрелы осуществляется парой гидроцилиндров. Удлинитель стрелы фиксируется пальцем и дополнительной тягой, что облегчает его демонтаж. В проушины удлинителя либо тела стрелы устанавливается рукоять ковша длиной от 1,9 до 3,4 м. Привод рукояти – от гидроцилиндра на стреле.

Подвеска ковша к рукояти – двумя парами проушин с пальцами. На нижний узел крепления через серьгу и жесткую тягу передается усилие от привода ковша. Привод ковша – гидроцилиндр на рукояти.

Система контроля безопасности и автоматика ЭО-3323 обеспечивает безопасность как при работе, так и при транспортировке. Специальные датчики дают сигнал, если при транспортировке платформа и стрела сместятся от траспортировочного положения.

Рабочие органы

ЭО-3323 – машина-ветеран, и к ней имеется широкий ассортимент сменных рабочих органов:

  • Рукоять стрелы длиной 1,9, 2,2, 2,8 и 3,4 м.
  • Ковш прямая лопата емкостью 0,63 куб.м для разработки грунта I-IV категорий.
  • Ковш обратная лопата емкостью 0,5 и 0,63 куб.м для разработки грунта I-IV категорий и емкостью 0,8 куб.м типа 03 для разработки грунта I-II категорий при подвеске на основную рукоять.
  • Погрузочный ковш типа прямая лопата емкостью 1,2 куб.м для работы с материалами плотностью до 1,4 т/куб.м.
  • Гидромолот со сменными наконечниками: рыхлителем мерзлого грунта, зубьями для дробления камней, бетона, дорожных покрытий, трамбовочной плитой.
  • Копательный грейфер 0,5/0,65 куб.м, шнекобуровое и грузоподъемное оборудование.

ТТХ ЭО-3323

У экскаватора ЭО-3323 технические характеристики характерны для его класса:

ЭО-3323: технические характеристики

  • Радиус копания наибольший на уровне стоянки – 6,78 м прямой лопатой и 8,5 м обратной.
  • Глубина копания наибольшая от уровня стоянки – 5,4 м обратной лопатой и грейфером.
  • Высота копания наибольшая прямой лопатой от уровня стоянки – 7,66 м.
  • Высота выгрузки наибольшая от уровня стоянки – 4,2 м прямой лопатой, 4,9 м обратной лопатой, 3,89 м грейфером.
  • Усилие резания наибольшее – 100 кН.
  • Длительность рабочего цикла ковшом емкостью 0,63 куб.м – 16,5 с прямой лопатой, 15,9 с обратной.
  • Производительность при разработке грунта II категории обратной лопатой – 104 куб.м/час.
  • Скорость самостоятельного передвижения наибольшая по твердому пути – 19,4 км/ч.
  • Типоразмер шин – 12,00/20 дюймов.
  • Габаритные размеры в транспортировочном положении, ДШВ – 7550х2500х3700 мм.
  • Снаряженная масса со штатным оборудованием – 12,1-14 т.
  • Трудозатраты на ежедневный обязательный профилактический осмотр и техническое обслуживание, выраженные в единицах рабочего времени – 0,28 чел./час (17 чел./мин).

Обзор и оценка ЭО-3323

Для экскаватора ЭО-3323 обзор его достоинств и недостатков облегчается тем, что машина стояла на производстве основного производителя (ТВЭКС) с 1988 по 2001 г. и получила широкое распространение. Приведенные данные относятся к тверским ЭО-3323.

Из недостатков отмечается прежде всего отсутствие в кабине кондиционера и системы очистки воздуха. Для машины, предназначенной для работы при наружной температуре до +40, это существенная недоработка.

Пользователи отмечают также высокий расход топлива при передвижении своим ходом. Для работы с частыми перемещениями с объекта на объект ЭО-3323 мало пригоден по экономическим показателям.

Не пользовались популярностью и на сегодняшний день практически все выведены из эксплуатации ЭО-3323 с двигателем ДТ-75П1: для экскаватора такого класса он явно слаб.

Что же касается жалоб на протечки гидравлики, общие для всех вообще экскаваторов, то при анализе оказывается, что в таких случаях не соблюдались сроки и порядок технического регламента.

Из достоинств в основном отмечается точность работы гидропривода, легкость и удобство управления. Операторы, работавшие на разработке скальных пород в карьерах и пользовавшиеся гидромолотом, положительно отзываются об амортизированном кресле, снабженном ремнями безопасности: в таких условиях смену на ЭО-3323 можно отработать, не испытывая серьезного утомления.

Что же касается надежности и долговечности, то показателен то факт, что большинство ЭО-3323 работают и по сей день. При гарантированных производителем 8000 моточасов наработки до капитального ремонта, фактическая наработка до «капиталки» колеблется в пределах 10 000 – 14 000 моточасов.

Вывод

Экскаватор ЭО-3323 был пионерной машиной нового поколения в СССР, созданной уже во время разгула горбачевской перестройки незадолго до распада Советского Союза. И тот факт, что серьезных ее недостатков не отмечено, и машина, предназначенная для тяжелой работы в жестких условиях, успешно трудится и сегодня, ясно говорит в пользу тверских конструкторов и заводчан.

Выберите регион

Выберите город

Возникла ошибка, приносим извинения.